МАОУ "Ранжуровская НОШ"
село Ранжурово
  • О школе

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Ранжуровская начальная общеобразовательная школа" МО " Кабанский район"
    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Ранжуровская начальная общеобразовательная школа" МО " Кабанский район"

    История школы

    История Ранжуровской начальной школы

    В сорока километрах от районного центра Кабанск (ныне существующего) Бур. АССР, вдалеке от больших дорог, по обеим сторонам протока Селенги, разбросан улус Часовено, состоящий из семи маленьких деревень: Часовено, малый и большой Адуновск, Галутай, Средний, Попереченск. От Часовено на расстоянии 15 километров, ближе к центру, располагался Бурулус, состоявший из двух деревень. Жителей в этих улусах насчитывалось немного. Детей младшего школьного возраста в то время не учтено. Только старожилы приблизительно полагают, что детей было в пределах сотни. А из этого количества в то время обучалось от силы 30- 40 % детей. Обучение шло в частных домах у наемных лиц.

     Воспоминание о школе улуса Часовено относится к 1871 году. Эта первая школа была построена Никитой Власовым из села Шигаево. Школу он построил из собственного сбережения. Власов был крупным помещиком. В 1870 году он построил церковь часовенским бурятам, также из собственного сбережения. Когда он поставил в известность об этом царю, царь только подписал ему благодарность. А когда сообщил о школе, то Власов был награждён медалью. В этой школе стали обучаться часовенские дети буряты у наёмных лиц. Обучение было религиозного характера. Только в 1884 году приехал первый  учитель Василий Васильевич Зиновьев, русский, уроженец Омской области. В то время он был охвачен студенческой волной и был сослан в Сибирь, как политический каторжник. Ему было около 30 лет. Зиновьев В.В. работал, по предположению старожилов, в течение 35 лет в одном улусе Часовено( с 1884 – 1919 гг). Поскольку он русский по национальности, обучение шло на русском языке. Школа при нем называлась церковно-приходской. Классы были с 1 по 3, поэтому школа называлась одноклассной школой. Обучение при нем было такое: дети сначала изучали алфавит. Изучение алфавита совпадает с современным методом обучения букварного периода в 1 классе. После того как научатся читать, изучали молитвы. Учились также арифметике. Занятия продолжались с утра до вечера с перерывом на обед. Окончив одноклассную школу, дети никуда не поступали, притом, не все были охвачены обучением.  По предположению старожилов количество учащихся колебалось от 10 до 60 учащихся за этот период. К сожалению никаких фотографий не  сохранилось. Из выпускников Зиновьева почти никто не повышался. Только один Хамаганов Василий Степанович работал топографом республики.

     И вот народного учителя Зиновьева В.В. застала Октябрьская революция в нашем улусе. Зиновьев приветствовал революцию, он проводил большую пропагандистскую работу среди часовенских бурят.

     В то время дети Бурулуса учились в Часовенской школе до 1917 г. А в 1918 году в Бурулусе  было построено новое здание школы на 40 мест. Первым учителем был выпускник Зиновьева Хамышкеев Василий Степанович. Работал он с 1918 года по 1923 год. С 1923 года работал Калашников, затем с 1926 по 1927 год – Пшеничникова. В 1927-1929 гг работала Итыгилова, в 1930-1939 годыучителя сменялись очень часто. С 1939 по 1945 год работала Тарова Надежда Андреевна. Школа была однокомплектная.

    С 1946 года по 1954 год заведовала школой Абашеева Дора Александровна.  Опытный педагог Абашеева Д.А. была назначена заведующей Ранжуровской начальной школы, которая торжественно была открыта 31 августа 1954 года.  В 50-ые годы эта школа считалась малокомплектной, в ней были сводные классы. В 1954-1955 учебном году коллектив преподавателей Ранжуровской школы состоял из трех человек: Абашеева Д.А., Худаева М.А., СониеваС.С. После ухода Сониевой С.С. в Степно-Дворецкую  школу и отъезда Худаевой М.А. в Улан-Удэ на их место пришли Моролдоева В.А. и Комиссарова А.Н., чуть позже Мосорова А.Н. выпускницы Улан-Удэнского педучилища, в своё время получившие начальное образование в Часовенской школе. Эти  учителя в Ранжуровской школе проработали почти по сорок лет, внеся огромный вклад в образование и воспитание детей села. Во второй половине 60-х годов в родной школе стали преподавать Бологотова Т.В. и Датханова Е.А. С  1969 по 1977 гг заведующей работала Бологотова Татьяна Владимировна, с 1978 по 1987 годы заведовала школой Моролдоева Валентина Афанасьевна. С 1987 по 2008 год – Гиргушкина Вера Баировна.

    С 1918 по 1950 гг выпускники школы являются специалистами разных профессий. Например, Худаев Семен Иннокентьевич – научный работник, работавший в Улан Удэ в сельхозинституте. Помишин Семен Бартанович – научный работник, работавший долгое время в Якутской АССР.

    Мороев Моксор Михаханович работал ветеринаром после окончания БСХИ.

     Сотнич Ирина Масловна учитель математики.

    Датханова Елена Балтыевна – инженер экономист.

    Сотнич Михаил Борбоевич – инженер электрик.

    Балданова Алефтина Дархановна – учитель Географии.

    Мангутов Николай Семенович выпускник военно- морского училища подводного плавания.

    Мангутов Сергей Семенович – инженер- механик по сельскому хозяйству.

      Среднее специальное образование имеют Антипов Николай Ананьевич, бывший председатель колхоза им. Карла Маркса.

    Сотнич Ананий Матвеевич- зоотехник.

    Сотнич Мария Масловна, Сотнич Эльвира и Бологотова Елена Балдахаевна – мед. работники.

    Сотнич Валентина Масловна, Антропова Валентина Б., Антропов Семен Б. – учителя начальных классов.

    В часовенской начальной школе после Зиновьева В.В. работала Зубкова Мария Ивановна с 1920 -1923 гг. После Зубковой М.И. работал Миронов Федор Васильевич с 1923-1925 гг. После Миронова Ф.В. работал Баторов Владимир М. с 1925- 1927 гг. Затем работали Будоин Даши-Батор, Шаданова, Иванов. Только с 1927 года было организовано четырехклассное обучение. С 1929 г-1931 г. работал Михеев Траис Павлович. После него работал Вахрушкин Петр Герасимович 1931-1933 гг. В 1933 г. Часовенская начальная школа была закрыта из-за большого наводнения до 1937 г. Тогда часовенские буряты переселялись в другие районы.

    В 1937 г. снова открылась школа в которой работал Мониев Петр Васильевич. Работал он с 1937 по 1940 г.

       В годы Великой Отечественной войны учителями Часовенской начальной школы трудились Ольга Михайловна Мункина, Агрепина Алсаниевна Хурхутова, Серафима Степановна Сониева. В послевоенный период (1946-1950 гг.) преподавали Надежда Степановна Мурзина, Матрена Ананьевна Хамаганова, Мария Михайловна Майорова, Дарья Прокопьевна Борисова.

    Из выпускников Часовенской начальной школы получили высшее и среднее специальное образование в период с 1925 – 1950 г г. Тыхеева Софья Ананьевна, бывший проректор заочного отделения при пединституте, Мосорова Екатерина Павловна, братья Хамагановы Виктор и Николай – зоотехники, Карл и Алексей инженеры горной промышленности. Сестра Матрена Ананьевна работала учителем начальных классов. Куклина Зинаида Ильинична врач – терапевт. Из выпускников военного периода получили высшее и среднее специальное образование:  Падиев Александр Андреевич – преподаватель ВСТИ, Ишигенов Александр Васильевич – ветеринарный врач, в настоящее время он работает начальником отдела кадров Новосибирского НИИ. Баинова Дарья Александровна – инженер плановик горной промышленности, ныне пенсионерка. Архипов Владимир Александрович – специалист по эксплуатации самолетов и двигателей. Комиссарова Анна Николаевна, Моролдоева Валентина Афанасьевна, Моссорова Анастасия Наповна – учителя начальных классов.

    В 1950 году эти два бурятских улуса во время укрупнения колхозов объединились. До 1950 г. в Часовенском улусе был колхоз «Рыбак», занимающийся рыболовством, а в Бурулусе колхоз имени Карла Маркса, занимающийся сельским хозяйством. Село стало называться Ранжурово.

    С 1950 г. школа стала двухкомплектной со сводными классами. Школу возглавляла Абашеева Дора Александровна, работала  Хамаганова (Худаева) Матрена Ананьевна.

    В 1956 – 1957 учебном году школа стала трехкомплектной, где свою педагогическую деятельность начала Комиссарова Анна Николаевна. В 1958 – 1960 учебном году Матрена Ананьевна уехала в город, на смену ей приехала Моролдоева Валентина Афанасьевна. Только в 1961-1962 учебном году школа стала четырехкомплектной, где работала Мардаева (Моссорова)  Анастасия Наповна. Количество учащихся составляло около 150 человек. Например, в 1966 -1967 учебном году в 1 классе было 41 ученик, во 2 классе – 38 учеников, в 3 классе – 33 ученика, в 4 классе – 37 учеников. Обучение в школе с 1961 – 1962 учебного года велось по русской программе. Бурятский язык не изучался.

    Ученики продолжают учебу в соседней восьмилетней школе села Степной Дворец, Шигаево.

    Текст заголовка

    Образование и формы обучения

    Сведения об уровнях и сроках обучения​

    Начальное общее образование - 4 года

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа как проект перспективного развития школы призвана обеспечить:условия для устойчивого развития в соответствие со стратегией развития Российского образования и достижения нового качества образования обучающихся, которое в полной мере соответствовало бы их потребностям и использовало возможности их развития;разработку и реализацию инновационных моделей организации образовательного процесса, обеспечивающих развитие и социализацию обучающихся в условиях реализации  ФГОС НОО;реализацию   государственного задания и всестороннее удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;объединение усилий участников образовательных отношений и социального окружения Учреждения   для достижения цели Программы.В основу реализации Программы МАОУ «Ранжуровская НОШ» положены методы, сочетающие управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны педагогов,        сотрудников, обучающихся родителей (законных представителей) обучающихся. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы Учреждения. 

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике